провело в разных странах более 20 всемирных конгрессов, посвященных применению озона в медицине. В России наиболее мощной школой озонотерапии является Нижне-Новгородская школа, трудами ученых которой внесен значительный вклад в практические разработки схем озонотерапии при различной патологии. Кроме того, уникальными являются экспериментальные и клинические работы нижне-новгородских исследователей, проливающие свет на механизмы действия озона [2,3,11].В 2000 году в Харькове был создан «Институт озонотерапии и медоборудования», и впервые в СНГ в 2001 году Украинской ассоциацией озонотерапевтов совместно с Институтом озонотерапии и Харьковской медицинской академией последипломного образования были разработаны и методические рекомендации «Методики озонотерапии» и получено официальное разрешение на применение озонотерапии в медицинской практике.
Теоретические аспекты озонотерапии
Несмотря на высокий окислительный потенциал озон обладает высочайшей селективностью, что обусловлено полярным строением молекулы: мгновенно реагируют с озоном соединения, содержащие свободные двойные связи (-С=С-). В результате чувствительными к озону оказываются в первую очередь ненасыщенные жирные кислоты, ароматические аминокислоты и пептиды с наличием SH-групп. При внутривенном введении озона основными реагентами являются клеточные мембраны форменных элементов крови (эритроцитов, лимфоцитов, тромбоцитов), клетки сосудистой стенки и плазменные метаболиты. Первичным продуктом взаимодействия молекулы озона с биоорганическими субстратами является молекула первичного озонида, который также нестабилен и распадается с образованием карбоксильного соединения и карбонилоксида, при взаимодействии которых образуется вторичный озонид. Последний при восстановлении распадается с образованием перкосида. И озониды и пероксиды являются сильнейшими окислителями.
Наиболее весомый вклад в развитие, как практического применения озона, так и экспериментально-теоретического его обоснования в онкологии, внесли ученые Нижне-Новогородской школы озонотерапии [2, 3, 7, 11]. Исследователями этой школы сделан ряд открытий, касающихся применения озона в онкологии. А именно, выявлена закономерность изменения сывороточного уровня растворимого FAS антигена и количества FAS+ мононуклеарных клеток периферической крови организма человека под действием низких терапевтических доз озона[11], что подтверждает его проапоптотическую активность. Кроме того, зарегистрировано явление снижения металлодепрессивного действия противоопухолевых препаратов на организм человека и животных под действием низких терапевтических доз озонированного физиологического раствора[2], проявляющееся повышением чувствительности опухолевых клеток к цитостатическому воздействию.
Таким образом, озонотерапия является одним из наиболее действенных по спектру биологических эффектов и безопасным ввиду отсутствия стимулирующего на опухоль действия методом физиотерапии, приемлемым для реабилитации онкологических пациентов.
К сожалению, несмотря на широкий спектр эффектов озона, потенциально полезных для онкологического пациента, озонотерапия пока не находит широкого применения в клинической онкологии и реабилитации. Это связано с известным консерватизмом медицинской общественности по отношению к методам лечения, не занесенным в стандарты терапии и реабилитации. Однако, этот метод, основанный на использовании природного фактора, относится к физиотерапевтическим воздействиям и является вполне законным.
На наш взгляд, более широкому клиническому применению озонотерапии может способствовать активное изучение теоретических и экспериментальных аспектов его действия в случае злокачественного роста. Обладая широкой вариабельностью биологических механизмов действия, незначительными побочными эффектами, при грамотном применении и использовании надежной аппаратуры, может принести большую пользу в лечении и реабилитации пациентов различного профиля, в том числе онкологических.